Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Общие проблемы инженерного образования

О роли преподавателя высшей школы в формировании профессиональных и морально-нравственных качеств студента
# 03, март 2014
Морозова М. А.
В статье анализируются причины наблюдаемого в настоящее время снижения уровня подготовки выпускников технических вузов. Показано, что основные причины этого явления во многом обусловлены «социально-экономическим фактором». На основе личного опыта преподавателя формулируются основные задачи, решение которых позволит повысить качество обучения студентов и их готовность к последующей профессиональной деятельности. Особое внимание предлагается уделять более акцентированной индивидуальной и групповой работе со студентами на семинарских занятиях, а также развитию способности студента к самообучению.
«Русский метод» в подготовке современной инженерной элиты
# 02, февраль 2014
доцент РК-2 Яминский А. В.
В статье излагается ретроспектива исторического «русского метода подготовки инженеров» и его значимость для взращивания современной российской инженерной элиты. Исследование основывается на опросе успешных выпускников школы формирования коммуникативной компетенции, действующей в ведущем инженерном вузе России – МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это наиболее успешные выпускники университета, обладающие опытом академической мобильности или работы в международных инженерных компаниях. В результате сравнения современной российской и зарубежных инженерных школ обнаруживается отступление от исторического метода, имеющего судьбоносное значение для России в условиях порушенной экономики. Обсуждаются проблемы мотивации и адаптации выпускников на международном рынке труда, повышения эффективности инженерного образования и дается сравнительный анализ профессиональных навыков российских и зарубежных выпускников вузов.
77-48211/606106 Проблемы реализации Болонских соглашений в российской высшей школе
# 08, август 2013
Егорова Л. Е., Кондратьева О. Е., Росляков П. В., Шведов Г. В.
Рассматриваются причины появления Болонской декларации, ее цели и ключевые положения. Анализируется опыт европейских университетов по переходу от подготовки дипломированных инженеров к двухуровневой системе подготовки бакалавр-магистр. Описаны проблемы, с которыми столкнулась российская высшая школа в последние годы. Показаны проблемы реализации Болонской декларации в России. Сформулированы задачи по улучшению качества подготовки выпускников российских технических вузов в рамках болонского процесса и предлагаются пути их эффективного решения. В эту работу должны быть вовлечены не только абитуриенты и студенты, но также профессорско-преподавательский состав и основные работодатели.
77-48211/603456 К вопросу повышения уровня геометро-графической подготовки абитуриентов высших технических учебных заведений
# 07, июль 2013
учитель черчения, Центр образования № 1498, г. Москва Анисимова Г. А., Мелкумян О. Г., Москаленко В. О.
Рассмотрены причины низкого уровня подготовки абитуриентов в области геометро-графических знаний. Предложена идея создания нового школьного предмета как синтеза дисциплин – геометрии, черчения, технического рисунка и информатики.
77-48211/590806 Анализ состояния разработки техническими университетами основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
# 06, июнь 2013
Ющенко А. С., Строганов Д. В., Горячкина А. Ю., Маслов Б.
В 2011-2013 гг. Ассоциация классических университетов России и Ассоциация технических университетов по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации выполняют проект «Экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества образовательных программ  начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в региональные системы профессионального образования» в рамкахФедеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
77-48211/586098 Применение принципов бережливого производства к оптимизации образовательного процесса на примере обучения дисциплине «Аналитическая геометрия»
# 06, июнь 2013
Прозоровский А. А.
Исследуется вопрос оптимизации образовательных процессов, т.е. достижение такой организации обучения, при которой передача знаний от преподавателя к обучающемуся и приобретение навыков и умений происходят с минимальными затратами времени и других ресурсов. Впервые данная проблема анализируется методами бережливого производства. Проведено картирование учебного процесса, выявлены три вида потерь, предложены семь улучшений. Обоснована актуальность введения в инженерном образовании такого вида занятий, как контролируемая самостоятельная работа (КСР). Принципы бережливого производства возможно распространить на инженерное образование в целом.
77-48211/582881 Преподавание курса «Устройства приема и преобразования сигналов» в МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 06, июнь 2013
Кузьмина Е. К., Жаркова Н. А.
В предлагаемой статье описаны учебная программа и методика преподавания курса «Устройства приема и преобразования сигналов», подготовленного кафедрой «Радиоэлектронные системы и устройства» в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках разработки новых собственных образовательных стандартов Университета. Программа реализует рекомендуемый в настоящее время рейтинго-модульный принцип организации преподавания дисциплины с текущей отчетностью студентов, оцениваемой по мере освоения отдельных разделов модулей и сдачи экзамена. Прохождение курса полностью обеспечено современным лабораторным оборудованием и методическими пособиями, предоставляемыми пользователям на сайте кафедры в электронном университете и в библиотеке МГТУ.
77-48211/582952 Учебная специализация «Радионавигационные системы и комплексы» в составе собственного образовательного стандарта МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 06, июнь 2013
Власов И. Б.
В предлагаемой статье описаны назначение, структура, содержание и учебный план новой специализации «Радионавигационные системы и комплексы», разработанной в процессе создания нового поколения собственных образовательных стандартов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Программа предназначена для студентов 5-6 курсов обучения по направлению «Радиотехника» (специальность 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы»). Программа реализует рейтинго-модульный принцип организации преподавания дисциплины с текущей отчетностью студентов, оцениваемой по мере освоения курса. Программа включает в себя обязательные курсы, а также курсы по выбору (факультативные).
77-48211/578069 Анализ места и роли некоторых дисциплин общенаучного цикла в программах подготовки магистров техники и технологии
# 05, май 2013
Берчун Ю. В.
В статье рассматривается вопрос о наполнении и формах реализации ряда дисциплин общенаучного цикла подготовки магистров техники и технологии. Актуальность темы обусловлена принятием ФГОС-3 и переходом на двухуровневую систему подготовки. На сегодняшний момент подготовка магистров не является повсеместной и массовой, управление ей возможно в «ручном» режиме. Оставшиеся 2 года следует воспринимать как своего рода полигон и использовать для отладки программ подготовки магистров. Ведь уже в 2015 году произойдёт первый массовый выпуск бакалавров, что повлечёт за собой существенно увеличенный (в разы, а в ведущих ВУЗах – примерно на порядок) набор в магистратуру. В статье проводится сравнение реализации общенаучных дисциплин в ведущих университетах России – МГУ, ВШЭ, МЭИ. С учётом опыта этих ВУЗов и опыта МГТУ им. Н.Э. Баумана предлагаются рациональные варианты реализации указанных дисциплин при подготовки магистров в технических университетах.
77-48211/541921 Методы профессионального образования в практике студенческой научно-технической инноватики
# 01, январь 2013
Северов С. П., Северова Л. В., Шевчун В. Н.
Научно-методические проблемы  оптимизации студенческих инновационных  объединений научно-техничеcкого творчества молодежи коррелируется с областями научных специальностей 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика». В целом, тематика студенческой инноватики близка к информационным полюсам Теория обучения, Инженерная психология и Теория профессионального образования, но не сводится ни к одной из указанных. Авторы взяли на себя труд дать ретроспективный сравнительно-сопоставительный анализ студенческой инноватики 1960-х и прогноз её развитие на период до 2020 года. Авторами кратко, но системно полно, рассмотрены практически всех существенные факторы, влияющие на эффективность студенческой инноватики. Выделены области предпочтительного внедрения в академический процесс. Предложен интегрированный проектно-конкурентный подход к студенческой инноватике. Рекомендации иллюстрируются командными результатами студенческих объединений СНТО и СКБ: ПОДВОДНЫЙ РОБОТ, СПУТНИК ЗЕМЛИ, КиберРУКА, АвтоБОЛИД и более чем 50-тью авторскими  работами студентов.
77-48211/536105 О проектировании содержания курса физики в техническом вузе: компетентностный подход
# 02, февраль 2013
Ан А. Ф.
В статье на основе экспертных оценок учебных элементов примерной программы курса физики, опирающихся на структурно-логический и частотный анализ содержания обучения, выделены темы, наиболее значимые для освоения дисциплин профессионального цикла и основ физического мировоззрения выпускника технического вуза по конкретному направлению подготовки. Предлагаемые подходы и полученные результаты могут служить ориентировочной основой для совершенствования содержания дисциплины «Физика» в составе компетентностно ориентированных образовательных программ, разработки учебно-методических комплексов, процедур и фондов оценочных средств диагностики соответствия уровня подготовленности по физике требованиям федерального и вузовского компонентов образовательного стандарта.
77-48211/520108 Всемирная инициатива CDIO как контекст третичного образования
# 09, сентябрь 2012
Трещев А. М., Сергеева О. А.
Авторы подчеркивают важность третичного образования в повышении конкурентоспособности бизнеса, уделяя особое внимание формированию бережливого мышления у всех субъектов образовательного процесса.  В статье особое внимание уделено необходимости использования стандартов Всемирной инициативы CDIO для выстраивания новой архитектуры образовательного процесса.
77-48211/476296 Профилирование подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» в области автоматизированного проектирования на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 09, сентябрь 2012
Берчун Ю. В.
В статье рассматриваются вопросы проектирования образовательных программ высшего профессионального образования в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки. Показывается необходимость введения системы профилей подготовки бакалавров как основы для выстраивания программ подготовки магистров и эффективной работы аспирантуры. Приведён пример формирования системы профилей в области автоматизированного проектирования в рамках направления подготовки 230100 <<Информатика и вычислительная техника>> применительно к собственным образовательным стандартам МГТУ им. Н.Э. Баумана.
77-48211/435186 Практическое управление студенческим креативным МАТЕС проектом гидробота.
# 08, август 2012
Северов С. П.
Автор вводит в методическое обращение и критически оценивает распространенную за рубежом, но практически неизвестную в нашей стране, инновационную образовательную проектно -процессную технологию МАТЕС – Marine Advanced Technology Education Center –Центра морских перспективных образовательных технологий. Технология, в значительной степени, особенно на завершающей фазе годичного жизненного цикла, основывается и базируется на соревнованиях MATE Competition университетских команд, ежегодно проводимых c 2001 г. На основе анализа опыта участия в соревнованиях МАТЕС российских университетов ДВГТУ и МГТУ с 2008 г. автор приходит к выводу об исключительной ценности прямого сопоставления уровней инженерного образования различных университетов в одних и тех же условиях конкурсного подводного полигона. Автором показано, что целесообразное использование в условиях РФ методологий МАТЕС и РМВОК позволят значительно повысить результативность инженерного образования специалистов подводной робототехники и морской индустрии. Общие утверждения иллюстрируются примерами структурной декомпозиции подводных операций МАТЕС-2010 и МАТЕС-2011.
77-48211/419145 Применение информационных технологий для решения задач повышения качества образования на примере Интернет-лаборатории «Глобальные навигационные спутниковые системы»
# 06, июнь 2012
Власов И. Б., Мыкольников Я. В., Семенов Д. В., Шумов А. В.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана создана Интернет-лаборатория «Глобальные навигационные спутниковые системы», предусматривающая проведение удаленных лабораторных работ по исследованию характеристик навигационной аппаратуры. Созданный программно-аппаратный комплекс является базовым учебно-методическим средством поддержки удаленных сетевых практикумов по глобальным навигационным спутниковым системам. Применение современных образовательных технологий позволило повысить качество подготовки будущих инженеров и  специалистов в области спутниковой навигации.
77-48211/419126 Проведение зачётных мероприятий по системе «Шведский стол»
# 06, июнь 2012
Зайцева А. В.
Классическая форма проведения экзамена подразумевает распределение вариантов заданий между студентами случайным образом. При этом хорошо успевающему студенту может достаться вопрос по теме, вызывающей у него наибольшие затруднения, в то время как не самому прилежному учащемуся попадётся лёгкий с его точки зрения билет. В статье предложен альтернативный подход, предоставляющий экзаменуемым возможность самостоятельно выбирать задачи. Накладывая определённые ограничения на общее количество и среднюю сложность отбираемых задач, описанный подход тем не менее даёт широкую свободу выбора и устраняет фактор случайности.
77-48211/398498 К изучению дисциплины «Технология производства композитных конструкций ракетно-космической техники»
# 05, май 2012
Комков М. А., Тарасов В. А.
Изложены принципы формирования у студентов глубоких знаний о структуре, отличительных особенностях и тенденции развития композиционных материалов на основе, стеклянных, арамидных и углеродных волокон. Рассмотрены вопросы совместного конструкторско-технологического проектирования и изготовления композитных изделий ракетно-космической техники.
77-30569/330374 Практическое управление качеством МАТЕС проекта ROV-гидробота в конкурентной среде соревнований
# 03, март 2012
Северов С. П.
Автор показывает, что результат высшего инженерного профессионального образования в виде дипломированного специалиста, владеющего знаниями, умениями, навыками и профессиональной коммуникабельностью, например в области подводной робототехники и морской индустрии, является вполне определенной целью некоторого комплекса процессов университетского образования. В частности, для МГТУ характерен комплекс до 40-50 изучаемых дисциплин с суммарным объемом до 9900 академических часов. Достаточная параметризованная определенность цели позволяет рассматривать высшее инженерное образование как проект, а все образовательные процессы, связанные с ним, как определенные целесообразные процессы. Автор доказывает, что контролируемое управление качеством конкурсного, командного малобюджетного проекта, имеющего своей целью создание с «нуля», при минимальном количестве коммерческих компонентов, в пределах годичного жизненного цикла, оригинального студенческого подводного аппарата-гидробота, на мировом уровне качества, является сложной и накоёмкой, но вполне разрешимой задачей для высшего инженерного профессионального образования РФ. Решение указанной задачи достигается при систематизации опыта научно-исследовательской работы студентов, оптимизации гибких динамических организационных форм, текущей ролевой переквалификации обучаемых по их реальным способностям, знаниям, умениям и навыкам в проекте и использования теории и практики управления проектами на уровне мировых стандартов.
77-30569/323937 Контроль и оценка знаний студентов с использованием модульно-рейтинговой системы
# 02, февраль 2012
Бурлай В. В., Суфляева Н. Е., Юренкова Л. Р.
В статье рассмотрены пути совершенствования модульно-рейтинговой системы применительно к кафедре «Инженерная графика». Авторы подробно анализируют особенности проведения текущего и рубежного контроля знаний студентов первого курса.  Предлагается осуществлять непрерывный в течение всего семестра контроль знаний текущей успеваемости студентов. Проведенные исследования трудоемкости графических заданий показали, что студент в настоящее время проводит в аудитории значительно больше времени, чем 30 или 40 лет назад, а уровень качества его подготовки по дисциплине не возрастает пропорционально времени занятий в аудитории. Высказаны предложения по пересмотру палитры дисциплин в целом при сокращении непрофильных дисциплин в пользу фундаментальных и технических. Авторы предлагают использовать новые реально действующие в нашем  университете возможности, усиливающие у студентов мотивацию к учебе.
77-30569/262388 Предложения по применению моделирующего комплекса имитационно-моделирующего центра НИЦ РКО 4 ЦНИИ МО РФ в процессе обучения студентов в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 10, октябрь 2011
Григоренко В. М., Мельник Д. И., Панкеев А. А., Высоцкий В. Н., Зорин А. В., Родионов А.В. , Холуянов А. В.
Дана оценка возможности и обоснована целесообразность использования моделирующего комплекса, созданного для проведения международных командно-штабных учений по ПРО на ТВД, в интересах совершенствования форм и способов обучения студентов в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2017 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)