Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Общие проблемы инженерного образования

Принципы проверки статистической корректности обработки результатов классического эксперимента Кавендиша
# 04, апрель 2016
DOI: 10.7463/0416.0837664
Тутубалин В. Н., Барабашева Ю. М., Девяткова Г. Н., Угер Е. Г.
В преподавании математической статистики для студентов технических и естественнонаучных специальностей следует использовать примеры обработки реальных данных. В свою очередь, условия проведения экспериментов по получению реальных данных критически важны для обоснования применимости статистических методов. В статье с этой точки зрения подробно рассмотрен классический эксперимент Г.Кавендиша по определению средней плотности Земли. На его примере показано, что формальное применение методов математической статистики не всегда теоретически обосновано. Реальные ошибки измерений могут быть далеки от общепринятой вероятностно-статистической модели. В статье также предложен способ дополнительного устранения систематических ошибок, дающий возможность улучшить согласие результатов Кавендиша с современными данными.
Научно-практический комментарий к профессиональным стандартам специалистов по термическому оборудованию
# 04, апрель 2016
DOI: 10.7463/0416.0837485
Семенов М. Ю., Смирнов А. Е., Фахуртдинов Р. С., Андреев П. П.
В данной статье представлен научно-практический комментарий к профессиональным стандартам специалистов по наладке и испытаниям технологического оборудования термического производства; по анализу и диагностике технологических комплексов термического производства; по автоматизации и механизации технологических процессов термического производства. Разъяснены положения данных стандартов по отнесению трудовых функций указанных специалистов к определенным уровням квалификации в зависимости от степени сложности термического оборудования и технологических процессов. Приведены конкретные примеры. Показана необходимость обеспечения высокого уровня профессиональной квалификации специалистов в названных областях.
О кластерах компетенций и великих мастерах
# 04, апрель 2016
DOI: 10.7463/0416.0835961
доцент РК-2 Яминский А. В.
В свете введения нового понятия «компетенция» как главного мерила и стандарта соответствия рынку труда выпускников анализируются подходы системы образования к оценке и развитию навыков, способностей и мотивации учащихся со времен правления императора Николая I. В XIX-XX веках отмечается доминирование эталонов уровня, связанных с реальными достижениями выпускников, и в значительной мере формализованный подход на рубеже тысячелетий. Рассматривается происхождение термина «компетенция» и его эволюция. На примере авторской школы МГТУ им. Н.Э. Баумана «Профессиональный английский в мире бизнеса» (PEBW BMSTU) показывается, что историческая преемственность высшей школы и традиции новаторства обусловливаются не инструктивными документами и формализованными шаблонами, а, как и ранее, самоотверженным трудом, опытом и компетентностью преподавателей.
Корпоративная культура как важнейший маркетинговый актив вуза
# 12, декабрь 2015
Копытов В. С., Пучков В. М.
В работе проведен анализ корпоративной культуры ВУЗа как его основного маркетингового актива и как одного из важных инструментов управления. Показано, что корпоративная культура представляет собой совокупность принципов, норм поведения и совместных ценностей, которые служат основой мотивации деятельности всех сотрудников ВУЗа. Определяет и задает общее направление движения ВУЗа, позволяющее ему развиваться в выбранном направлении, адаптируясь к меняющейся внешней среде и наращивая свои конкурентные преимущества. Она отражается в корпоративном кодексе ВУЗа, контролируется руководством образовательного учреждения и служит достижению его долгосрочных целей, заключая в себе ориентированные на клиента принципы и ценности, включая качество образовательных услуг, отражается на взаимоотношениях с ним и влияет в конечном итоге на конкурентоспособность образовательного учреждения в долгосрочной перспективе. Достоинствами сильной корпоративной культуры образовательной организации, помимо собственно улучшения психологического климата в коллективе ВУЗа и повышения лояльности и эффективности работы персонала, являются усиление конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, улучшение адаптации выпускников в профессиональной среде. Сильная корпоративная культура является залогом высокого потенциала воспитательной работы со студентами по формированию их готовности к работе в различных организациях после окончания ВУЗа. При этом компоненты вузовской корпоративной культуры, как и корпоративные ценности каждого из вузовских сообществ, не должны противоречить друг другу, а существовать и развиваться в рамках направления, определяемого миссией ВУЗа.
Системные ошибки школьного обучения при освоении программ высшей математики на младших курсах технического вуза
# 12, декабрь 2015
Власова Е. А.
Проведен анализ результатов тестирования вновь поступивших студентов по школьному курсу математики, выявлены недостатки математической подготовки школьников, влияющие на успешное изучение математики в высшей школе. Представлена динамика успеваемости первокурсников по математическому анализу и аналитической геометрии. Указаны трудности в освоении программы высшей математики, связанные с пробелами в школьных знаниях. Отмечены разделы, на которые следует обратить особое внимание при изучении математики в школе. Обозначены наиболее важные проблемы, возникающие у учащихся на рубеже «школа-вуз», указаны возможные пути их преодоления, обеспечивающие преемственность в образовании на разных уровнях обучения, сближение форм и методик преподавания.
Системный подход в решении проблем адаптации студентов младших курсов к учебному процессу в вузе
# 11, ноябрь 2015
УДК: 378.18
Зеленцова Н. Ф., Зеленцова Е. В., Зеленцов В. В.
Рассматривается возможность применения системного подхода в организации подготовки специалистов в Вузе и вопросы организации работы по обеспечению требуемого количества и качества контингента абитуриентов, поступающих в вуз. Приводятся результаты мониторинга студентов 1 и 2 курса МГТУ им. Н.Э. Баумана по изучению степени адаптации студентов к учебе в Университете, результаты которого позволяют оптимизировать этот процесс и выработать рекомендации по организации работы вуза в общеобразовательных учреждениях со школьниками и учителями и планированию работы по подготовке контингента общеобразовательных школ к обучению в вузе. Рассматриваются некоторые аспекты организационно-учебной и воспитательной деятельности кураторов учебных групп на младших курсах Университета. В данной статье изложены результаты собственных исследований авторов, полученные в ходе выполнения НИР «Разработка концепции профессионального становления и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в непрерывной системе профильного инженерно-технического образования».
О роли студентов в формировании международного имиджа и рейтинга университета
# 11, ноябрь 2015
DOI: 10.7463/1115.0822450
УДК: 378.1
доцент РК-2 Яминский А. В.
Глобализация мира и, как следствие, переход к единым образовательным стандартам, максимально приблизили образование к производственной индустрии. Заказчик системы образования проходит путь от «клиента» до «продукции». Соответственно, как «изделие», на рынке труда выпускник высшей школы должен демонстрировать реальное конкурентное преимущество. Международные рейтинги образовательных университетов, по существу, превратились в гонку на выживание – битву за ресурсы и контингент. На базе примера выступления слушателя школы PEBW BMSTU (МГТУ им. Н.Э. Баумана) на Конгрессе «Искусств, коммуникаций, наук и технологий» (Эдинбург, Шотландия) показывается, как международная деятельность студентов дает реальный вклад в поддержание имиджа и рейтинга университета.
Инструментальные средства для автоматизированной количественной оценки метакомпетенций учащихся. Обзор
# 10, октябрь 2015
DOI: 10.7463/1015.0821623
УДК: 519.6
Белоножко П. П., Белоус В. В., профессор, д.ф.-м.н. Карпенко А. П., Храмов Д. А.
Рассматривается задача разработки комплекса научно-технических решений, направленных на создание системы автоматизированной количественной оценки метапредметных, метакогнитивных и метакреативных навыков и умений (метакомпетенции) учащихся. Проведен обзор свободно распространяемого программного обеспечения, реализующего методы машинного обучения, которые предполагается использовать. Выделено специализированное и универсальное программное обеспечение. Сформулированы рекомендации по выбору инструментальных средств реализации экспериментального образца программного комплекса. Материалы обзора могут быть также использованы для решения широкого круга теоретических и прикладных задач, связанных с необходимостью программной реализации различных методов машинного обучения.
Обучение бакалавров основам автоматизированного проектирования в МГТУ им. Н.Э.Баумана
# 11, ноябрь 2015
УДК: 372.862
Жук Д. М., Князева С. Ю., Маничев В. Б., Оглоблин Д. И.
В учебных программах бакалавров технических специальностей МГТУ им. Н.Э.Баумана не предусмотрено обучение основам автоматизированного проектирования технических систем и устройств. Вместе с тем, выполнение проектов уже на третьем курсе требует умения работы с графическими комплексами уровня российского Компас-3D и зарубежной Solid Edge, выполнения расчетов, передачи информации из одной системы в другую, интерпретации и визуализации результатов. В статье рассматриваются вопросы обучения и примерная программа дисциплины «Основы автоматизированного проектирования» для бакалавриата МГТУ им. Н.Э.Баумана. Сформулированы общие компоненты для машиностроения и приборостроения, определены учебные модули, обеспечивающие подготовку по данной дисциплине, отмечена необходимость учебно-методической и технической поддержки предлагаемой дисциплины.
Учебно-лабораторный комплекс для изучения микропроцессорной техники
# 09, сентябрь 2015
УДК: 378.147.88
Бошляков А. А., Рассадкин Ю. И., Синицын А. В.
В статье обобщен опыт успешного использования лабораторных стендов компании Lucas Nulle для проведения лабораторных работ по курсу «Микропроцессорная техника» при обучении студентов МГТУ им.Н.Э.Баумана по специальности «Мехатроника». Рассмотрена структура лабораторных работ, позволяющих закрепить знания об архитектуре и принципе действия микропроцессорной системы, освоить программирование на языке Ассемблер и реализацию основных алгоритмов управления. Описаны проблемы использования прилагавшихся методических материалов и обоснована необходимость их адаптации. Отмечена хорошая эргономика и продуманная компоновка лабораторных стендов.
Автоматизация процесса проведения смотров академической успеваемости студентов вуза
# 09, сентябрь 2015
УДК: 004.654
Балдин А. В., Тоноян С. А., Елисеев Д. В.
В статье проводится анализ бизнес-процессов проведения смотров академической успеваемости в вузах с целью их унификации, формализации и последующей автоматизации. Как результат этой работы в статье приводится структурная схема системы «Смотры». Основной частью системы является OLAP-куб, с помощью которого происходит хранение, обработка данных и составление по ним аналитических отчётов в разрезе заданных измерений. Одним из измерений является ось проведённых смотров, что делает систему темпоральной. В статье также приводятся результаты внедрения данной системы в МГТУ им. Н.Э.Баумана, что позволило улучшить процесс проведения смотров академической успеваемости студентов.
Исследования с применением полиграфа в МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 09, сентябрь 2015
DOI: 10.7463/0915.0811193
УДК: 343.98
Афонин А. И., Сычев М. П., Холодный Ю. И.
Рассмотрена динамика становления и развития на кафедре «Защита информации» и в Региональном учебно-научном центре «Безопасность» (РУНЦ) МГТУ им. Н.Э. Баумана исследований с применением полиграфа, осуществляемых в целях диагностики наличия у человека скрываемой информации о событиях прошлого (ИПП). Описано создание кафедрой в 2008 г. уникального лекционно-лабораторного модуля по тематике ИПП. Указаны направления деятельности РУНЦ в 2008-2015 гг. по содействию государственным органам в использовании ИПП, и, в частности, по оказанию помощи Следственному комитету России в повышении квалификации специалистов по ИПП и разработке для них «Типовой методики производства судебной психофизиологической экспертизы с применением полиграфа». Показана увязка учебного процесса, осуществляемого кафедрой, с работами РУНЦ по тематике ИПП.
Использование WolframAlpha в преподавании математики в техническом вузе
# 06, июнь 2015
УДК: 51:004
Маренич А. С.
Исследовано применение WolframAlpha для совершенствования преподавания математики в техническом вузе. Определена роль сервиса при обучении математическим дисциплинам. Рассмотрены формируемые компетенции, которые могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания общего информационного пространства знаний студентов, приведены конкретные примеры использования WolframAlpha при решении задач математического анализа. В частности, рассмотрены задачи исследования функций одной и нескольких переменных; построение графиков функций, заданных в полярной системе координат: многочлены Тейлора.
Проблема формирования холистического мышления будущего инженера
# 03, март 2015
УДК: 378
Гудков В. В., Назарова И. Р.
В работе поднимается проблема устойчивого развития современного общества и роль в ее решении будущих инженеров. Анализ компетенций Федеральных Государственных Образовательных Стандартов показывает, что их формулировка еще не гарантирует компетентности выпускников. Ее приобретение становится возможным в рамках контекстного проблемно-ориентированного обучения по всем дисциплинам программы подготовки инженеров. В результате расширяются границы предметности инженерного мышления, что делает его холистичным, способным к осознанию необходимости восстановления нарушенного триединства социально-экономико-экологической модели устойчивого развития.
Особенности организации консультаций и контролируемой самостоятельной работы студентов младших курсов
# 02, февраль 2015
УДК: 378.14
Вергазова О. Б.
В данной статье рассматриваются особенности организации консультаций и контролируемой самостоятельной работы по математическим дисциплинам студентов-первокурсников в начале первого семестра. В статье говорится о необходимости активизации владения основными методами решения задач, прежде всего, функционально-графическим методом решения уравнений и неравенств, у студентов-первокурсников. Рассматривается проблема отбора учебного материала для данной работы, связанная с задачей активизации знаний, умений и навыков, методов решения задач, которая требуется для дальнейшего качественного усвоения учебного материала по математическим дисциплинам. На примере решения отдельных задач автор демонстрирует возможности применения функционально-графического метода решения тригонометрических уравнений и неравенств Содержание статьи представляет интерес для преподавателей ВУЗов, студентов-первокурсников, учителей, работающих в старших классах, старшеклассников, желающих поступить в высшие технические учебные заведения.
Использование технологии виртуальных машин для сопровождения учебного процесса в технических дисциплинах вузов
# 02, февраль 2015
УДК: 004.423
Большаков С. А., Семкин П. С.
В статье рассмотрены возможности использования в учебном процессе технологии виртуальных машин. Выявлены основные проблемы, которые актуальны при использовании современной компьютерной техники в дисплейных залах университета, в качестве одной из основных выделена проблема настройки и сопровождения программно-технической среды при совместном использовании большим числом студентов и кафедр. Дана характеристика понятий эмулятора виртуальных машин и гостевых операционных систем. Рассмотрены возможности и эффективность использования технологии виртуальных машин. Показаны варианты применения рассмотренной технологии в учебном процессе университета. Рассмотрены способы настройки виртуальных машин и передачи информации в гостевую виртуальную машину. Дается оценка преимуществ использования рассмотренной технологии в высших учебных заведениях.
Об опыте преподавания курса "Инженерная графика" студентам технического университета на основе принципов когнитивной технологии
# 12, декабрь 2014
УДК: 744.4
Лунина И. Н., Покровская М. В.
Изложены результаты применения принципов когнитивной технологии в курсе «Инженерная графика» при разработке дидактических материалов, структуры учебного процесса, организации контроля знаний и умений с целью формирования индивидуальных траекторий обучения, что обеспечило повышение содержательной и информационной доступности изучаемого материала для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Уделено внимание важной проблеме – образованию студентов-инвалидов по слуху, для которых был разработан образовательно-реабилитационный комплекс (ОРК) по инженерной графике с использованием информационно-коммуникационных технологий. Повышение познавательной самостоятельности студентов, достигаемое благодаря применению когнитивной технологии образования, способствует более эффективному обучению в Университете, а также профессиональной, социальной и личностной адаптации выпускников в их дальнейшей деятельности.
Новый Порядок приема в вузы: вызовы и возможности
# 12, декабрь 2014
УДК: 378.1
Звягин Ф. В., Перепелица П. С.
С 2009 года зачисление на обучение в организации высшего образования России проводится в основном по результатам единого государственного экзамена, который сдают все выпускники школ. С этого же года Министерство образования и науки ежегодно вносит изменения в Порядок приема в вузы, которые порой существенно меняют правила игры, принятые в предыдущие годы. В таких условиях одной из главных задач подготовки приемной комиссии к новому набору становится анализ проведенного годом ранее набора, нового Порядка приема в вузы и попытка прогнозирования развития ситуации в новом году. В статье предлагается предварительный анализ возможных последствий введения новых правил организации конкурса и ограничений на минимальные баллы ЕГЭ для допуска к участию в конкурсе.
Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения
# 11, ноябрь 2014
УДК: 004.891
Макарова М. Ю., Самохин А. В.
Рассматривается информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения, которая позволяет определить с помощью профориентационных методик профессионально-важные качества пользователей и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии. Представлена трехуровневая концептуальная модель, отражающая этапы профессионального становления личности, на которых необходимо использование данной информационной системы для обозначения и корректировки профессиональных намерений. Предложен алгоритм добавления профессий в информационную систему, в основе которого лежит метод установления соответствий между профессиями и направлениями обучения, что способствует правильному и успешному выбору будущей профессии. Сделан вывод о необходимости использования системы в приемной комиссии учебных заведений и отделе кадров предприятий.
От абитуриента — до лейтенанта. Некоторые аспекты подготовки офицеров в УВЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана
# 05, май 2014
Горелов В. И., Звягин Ф. В.
В 2007 году начался новый этап в подготовке офицеров на базе МГТУ им. Н.Э.Баумана. В порядке эксперимента во вновь организованный Учебный военный центр Факультета военного обучения были приняты для обучения по программам подготовки кадровых офицеров 25 человек. Никогда ранее Университет не готовил кадровых офицеров, но накопленный опыт, позволил справиться с поставленной задачей на всех этапах ее решения. Во-первых, по новому решалась задача нового набора, во-вторых, была проведена реорганизация учебного процесса для курсантов, получающих одновременно гражданскую и военную специальности и, в-третьих, в 2013 году была выпущена первая партия лейтенантов, отправившихся служить в ВС РФ. Сейчас начатая в качестве эксперимента в 2007 году подготовка кадровых офицеров продолжается на регулярной основе. Летом 2014 года готовится новый набор курсантов УВЦ.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
© 2003-2017 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)